А1
В контрольной работе на МАН в 2014 году в 10 классе была следующая задача: Друзі пішли на річку ловити рибу. Іван піймав три рибини, а Сашко – дві. З усієї риби вони зварили юшку, яку з’їли разом з грибником, що вийшов з лісу. Всім дісталось порівну. Грибник за це дав друзям 5 грибів. Як треба справедливо поділити гриби між друзями?. Найдите все значения количества рыб у Ивана и Саши, при котором задача имеет «красивое» целочисленное решение, при условии, что число грибов равно числу рыб.
Решение
Пусть у Ивана было рыб, а у Саши –
. Тогда Иван фактически отдал грибнику
рыбины, а Саша отдал
рыбин. По условию должно существовать такое число
, что
, и
.
Из выписанных соотношений находим, что ,
.
,
.
Пусть, для определенности, , тогда задача будет «красивой» тогда и только тогда, когда
. Ивану достанется
грибов, а Саше достанется
грибов.
А2 В компьютерном классе 15 компьютеров. Хулиган с вероятностью 80% испортил один из них, и с вероятностью 20% ни сделал ничего. После проверки четырнадцати компьютеров выяснилось, что они целые. Какова вероятность, что и оставшийся непроверенным компьютер целый? Хватает ли данных для решения этой задачи?
Решение. Обозначим через А событие, что хулиган испортил один из четырнадцати компьютеров, которые будут проверены, через В – испортил оставшийся 15-й компьютер, а через С событие, что он ничего не сделал.
Обозначим , тогда
и
, где
. События
образуют полную группу попарно несовместных событий. Нам нужно найти условную вероятность
события С при условии, что событие А не произошло. Поскольку
, то, использовав тождество
, вычислим
.
При получаем, что искомая вероятность может принимать значения от 0.2 до 1.
Если же считать, что вероятность испортить все компьютеры одинакова, то , и искомая вероятность равна
.
Таким образом, в задаче данных не хватает, если не принимать интуитивного утверждения, что вероятность испортить все компьютеры одинакова.
А3